Юрий Матвеев
Краткая истории группы «ТАК»
В феврале 1987 года четверо фотографов Дмитрий Шнеерсон, Андрей Чежин, Сергей Арсентьев и Юрий Матвеев создают первое в Ленинграде да и, наверное, в СССР концептуальное фото-объединение - группу «ТАК». Она создавалась не как противопоставление клубу «ЗЕРКАЛО», активными участниками которого они в тот момент были, а как новая форма выставочной работы, работы под одним именем на общую идею. Первой площадкой для группы был выбран выставочный зал Дома студентов Высшей профсоюзной школы культуры. Весной 1987 года четыре персональных выставки должны были стать пробным камнем их будущей работы. Но состоялось лишь три: Юрия МАТВЕЕВА, Андрея ЧЕЖИНА и Сергея АРСЕНТЬЕВА. Третья - арсентьевская, - была закрыта через полтора часа по требованию местных властей. До четвертой выставки дело ТАК и не дошло.
Появились у «ТАКов» проблемы и с руководством «Зеркала». Каплей, переполнившей чашу обоюдного терпения, стала выставка «ТРИ СТЕПЕНИ СВОБОДЫ», на которой группа была представлена в своем окончательном составе: Матвеев-Чежин-Шнеерсон. Выставка была беспрепятственно показана в апреле 1988 в стенах Молодежного центра на ул. Пржевальского,18, директором которого был тогда молодой прогрессивный финансист Андрей Бенин. Хотя в работах этого проекта, задуманного как «сопоставление трех авторских путей на трехлетнем отрезке времени» еще явно прослеживалось влияние «зеркальской школы» с ее заостренным вниманием к парадоксам советского бытия, именно с этой выставки начинается история Группы, как единого Автора.
1988-й год был замечателен еще и тем, что впервые в городе была создана концептуальная фотоэкспозиция « ПОСЛЕ ЖИЗНИ» Она включала в себя все приметы актуального искусства - элементы хеппенинга, инсталляции и собственно фотографии. В творческом плане «ПОСЛЕ ЖИЗНИ» знаменовала собой новый этап развития группы и впервые явила Петербургу чисто концептуальную фотографию. В проекте была успешно реализована главная задача - создать анонимного автора, что и стало фирменным стилем «ТАК». Серия концептуальных фотографий, навеянных творчеством американца Дуэйна Майклса (автора многочисленных, пусть, не бесспорных, но всегда интересных фото-секвенций), в съемках которых принимала участие и приглашенная модель по имени Марина (в дальнейшем, благополучно исчезнувшая), и специально написанный текст,- стали плодом компромиссных коллективных усилий.
Эта работа оказалась самой экспонируемой из проектов группы «ТАК», показанных за рубежом. В январе 1991 года она была показана во Франции (Гавр), как часть экспозиции «Армия спасения фотографии» (название выставки было следствием того обстоятельства, что работы экспонировались на second-hand одежде, любезно предоставленной для этих целей местным отделением «Армии спасения», - кстати, она и в носке оказалась чрезвычайно хороша). Осенью того же года , в Нью-Йорке, после выставки PHOTO MANIFESTO в Балтиморе, этот проект спровоцировал американского критика Роя Николсона на забавное утверждение:«Скрывая свои индивидуальности за коллективной, «ТАК» возрождает истинный дух советской революции…» Затем были Киль, Берлин… К сожалению, проекту «ПОСЛЕ ЖИЗНИ» не везло на публикации,- либо произвольно выдернут фотографии из жестко выстроенной схемы, либо вообще перевернут изображение… «ТАК - это хорошо!»- однажды сказал, уже и не вспомнить, по какому поводу, Андрей Чежин. Вряд ли он имел тогда в виду деятельность группы. Но слова оказались пророческими. Имя группы было на слуху. Словечко «так» - неожиданно ставшее названием - звучало всюду.
В творческом плане «таки» проявляли чрезвычайную активность. Вместе с вышедшими из «Зеркала» фотографами - ныне покойным Александром Игнатьевым, Валерием Потаповым. Людмилой Федоренко и Валентином Симанковым они начинают в заброшенном подвале доходного дома у Кокушкина моста строительство первой в Ленинграде и России «Фотогалереи». Летом 1990 года она открылась «Первой экспозицией» участников строительства. В стенах «Фотогалереи» помимо приглашенных экспонентов: москвича Игоря Мухина с его «Непосредственной фотографией» и финна Райнера Лампинена с «Панорамными образами», группа успела показать свой новый проект «Перекрестное опыление», включавший в себя как часть экспозиции, более ранний проект «Второе искусственное дыхание. Вид».
Строго говоря, из одиннадцати «таковских выставок », за время существования группы, показанных в России, Латвии, США, Франции, Швейцарии и Германии - концептуальными, в строгом и полном значении этого слова, проектами, были следующие:
1.«После жизни»,1988 г.
2.«Второе искусственное дыхание»,1990 г.
3.«Перекрестное опыление»,1990 г.
4.«Два города в одном зеркале»,1991 г.
5.«Следующая попытка»,1992 г.,
6.«КЛОШ-АРТ»,1993 г.
7.«Армия спасения фотографии»,1993
8.«Мировой рекорд фотографии»,1993 г.
9.10.Из неосуществленных в пространстве выставочного зала - два проекта 1992 года «1Х3=1» и «Игра в классики».
В них «таки» демонстрировали разнообразные способы обращения с фотоматериалом, своим и чужим, найденным на улице, и в браке других фотографов, снимали в отражениях зеркала и других поверхностей, сквозь искажающие прозрачные объекты, выклеивали изображение, использовали мультиэкспозиции, частичное тонирование, концептуальную ретушь, когда технические огрехи негатива или позитива намеренно подчеркивались и усугублялись. Применяли методы срежиссированной съемки, непрерывной, или спонтанной (например, на въездах в маленькие французские городки, расположенные на трассе Романс- Марсель). Все это двигало «ТАК» в глубь концептуализма, позволяло острее реализовать идею фотографа-анонима, основываясь на методе тотальных реминисценций. Методы показа фотографий, которые активно внедрялись группой на протяжении всей ее истории были тогда совершенно новаторскими,- это и экспонирование на распятой одежде, на строительных лестницах и лесах, подвешивание на бельевых веревках с помощью прищепок, в надутых полиэтиленовых пакетах, перевязанных игривыми ленточками, выклеивание на барабане беличьего колеса с просмотром в режиме вращения (кино!?)и т.д и т.п.
Но, как всякий концептуальный проект, группа была обречена. Накапливалась усталость, усталость от игры, от необходимости шагать в ногу, все труднее становилось участникам группы согласовывать свои авторские амбиции. Окончательно «ТАК» распалась 1996 в году, выступив последний раз вместе, но уже с индивидуальными проектами на выставке Центра современного искусства «Ускользающее время или плоды воспитания» в Русском музее. Аноним-фотограф (за спиной которого были трое соратников) умер. История «ТАК» завершилась.