Приветствую Вас Гость | RSS

Дмитрий Шнеерсон

Воскресенье, 05.01.2025, 05:55
Главная » Статьи » Пресс-релизы

…пробел – тире – пробел…

…пробел – тире – пробел…

      Фотографии Юрия Матвеева

 

 

Юрий Матвеев начал делать концептуальную (проектную) фотографию* еще в 70-х годах прошлого века. Само слово «концептуальность» только-только входило тогда в интеллектуальный оборот и употреблялось исподволь с оглядкой на знатоков и стукачей.

Официальные фотографы – преданные объективы Партии  – щеголяли бравурными репортажами, нелегалы-любители, объединенные всесоюзным клубным движением, насмерть рубились на бесчисленных турнирах  в ознаменование очередной годовщины дорогого имени-отчества. Здесь процветал «репортаж с живинкой», салонная фотография с мотивами будущих обоев и конскими кличками типа «Весенний этюд» и, наконец, к тайной гордости устроителей, – сложные методы печати, фотохимические финтифлюшки вроде соляризации и ФДП.

И вот в этом-то невеселом болотце и завелась концептуальная фотография. Выведенная  мичуринскими методами из газетного дичка  и заморского поп-арта она отпугивала исповедальностью, тревожила какой-то жутковатой растерянностью в духе немого кино, обещая, отзаикавшись, сообщить нам что-то важное…и увязала в паузах.

А потом оказалось, что это-то и было главным. Эти паузы, эта «тишина и пустота», эта энергия нарастающих интервалов,–  между строк, за текстом, вне поля зрения. Эти пробелы, эти перепрыгивания со льдины на льдину тающих и крошащихся тире… 

 

_______________________________________________________________

 * «Проектность и концептуальность - близкие родственники. Их роднит системность, операционность, изгнание непосредственности из своего инструментария, то есть своего рода умышленность арт-практики. Однако между ними есть кардинальные различия. Проектность художественного мышления твердо знает свою нишу – это реализация конкретных задач: создание предметов искусства или материальное оформление процессов жизни. Концептуальность твердо своего положения  в мире так и не определила. Она предполагает постоянный самоанализ и самоописание, непрерывный  поиск своего операционного поля. То растворение в жизни, то есть концептуальная идентификация с ней, то уклонение, сосредоточенность на собственном языке, герметизм. Словом, то отвращение от жизни, то к ней безумная любовь.»

(Из статьи А.Боровского о выставке фотографий Б.Смирнова)
 
Категория: Пресс-релизы | Добавил: shneerson (13.06.2008) | Автор: Дмитрий Сергеевич Шнеерсон E W
Просмотров: 785