…пробел – тире – пробел…
Фотографии Юрия Матвеева
Юрий Матвеев начал делать концептуальную (проектную) фотографию* еще в 70-х годах прошлого века. Само слово «концептуальность» только-только входило тогда в интеллектуальный оборот и употреблялось исподволь с оглядкой на знатоков и стукачей.
Официальные фотографы – преданные объективы Партии – щеголяли бравурными репортажами, нелегалы-любители, объединенные всесоюзным клубным движением, насмерть рубились на бесчисленных турнирах в ознаменование очередной годовщины дорогого имени-отчества. Здесь процветал «репортаж с живинкой», салонная фотография с мотивами будущих обоев и конскими кличками типа «Весенний этюд» и, наконец, к тайной гордости устроителей, – сложные методы печати, фотохимические финтифлюшки вроде соляризации и ФДП.
И вот в этом-то невеселом болотце и завелась концептуальная фотография. Выведенная мичуринскими методами из газетного дичка и заморского поп-арта она отпугивала исповедальностью, тревожила какой-то жутковатой растерянностью в духе немого кино, обещая, отзаикавшись, сообщить нам что-то важное…и увязала в паузах.
А потом оказалось, что это-то и было главным. Эти паузы, эта «тишина и пустота», эта энергия нарастающих интервалов,– между строк, за текстом, вне поля зрения. Эти пробелы, эти перепрыгивания со льдины на льдину тающих и крошащихся тире…
_______________________________________________________________
* «Проектность и концептуальность - близкие родственники. Их роднит системность, операционность, изгнание непосредственности из своего инструментария, то есть своего рода умышленность арт-практики. Однако между ними есть кардинальные различия. Проектность художественного мышления твердо знает свою нишу – это реализация конкретных задач: создание предметов искусства или материальное оформление процессов жизни. Концептуальность твердо своего положения в мире так и не определила. Она предполагает постоянный самоанализ и самоописание, непрерывный поиск своего операционного поля. То растворение в жизни, то есть концептуальная идентификация с ней, то уклонение, сосредоточенность на собственном языке, герметизм. Словом, то отвращение от жизни, то к ней безумная любовь.»
(Из статьи А.Боровского о выставке фотографий Б.Смирнова)
|