ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
ВЫСТАВКА
Галины Москалевой и Владимира Шахлевича (Москва)
Человеческая жизнь обретает смысл только становясь частью истории. Этот нелестный для каждого из участников вывод можно легко распространить и на все, чем мы занимаемся.
Например, на фотографию. Вот уже почти 170 лет она вдохновенно мечется между двумя полюсами: «фотографическим изображением мира» и «миром фотографического изображения». Для того, чтобы приблизиться к первому, мир приходится «показывать», для того, чтобы подобраться ко второму, – «интерпретировать».
Теперь о главном. Если в человеке это цепочка ДНК, то в фотографии – ее «зеркальность». Или, выражаясь торжественно, ее «отражающая способность». Все же остальные ее способности, такие как фокусы с остановкой времени, вылетами птички и прочими маленькими смертями, мы фотографии беспардонно и грубо навязываем.
Именно об этом наша сегодняшняя выставка. Без лирического героя и его герметичных прозрений, вовсе не по санкт-петербургски, нам предлагается жесткий, социально заточенный контент – от площадного в «Дурдоме» и «бэби-гендерного» в «Воспоминаниях о детстве» до ролевых игр в проекте «Кто есть кто?» и доски почета в «Смотрителях».
Инструментарий также отчетливо различен: в ранних вещах, – дерзкая, на грани кича, «интерпретация», в поздних, – еще более откровенный, почти без отбора, – «показ».
Вот и получается личная история фотографии. А всего то и нужно – цитирую Джорджо Вазари* – «с усилием шествовать по стезе доблести». Дай Бог каждому!
*Джорджо Вазари (1511-1574) – итальянский живописец и архитектор. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - книги, с которой начинается история искусства в Европе.
|