Приветствую Вас Гость | RSS

Дмитрий Шнеерсон

Суббота, 18.01.2025, 06:30
Главная » Статьи » Пресс-релизы

ТОРЖЕСТВО ИМИТАЦИИ

ТОРЖЕСТВО ИМИТАЦИИ

(Из японской фотографии периода Мейдзи (1868-1911)

 

 

     Трудно поверить, что всего полтора века тому  назад Запад не знал про Японию почти ничего. Страна оставалась практически закрытой для иностранцев, провоцируя западный мир на курьезные домыслы и затейливые догадки. И только при императоре Муцухито в период «светлого правления», период Мейдзи,  ради спасения от внутренних распрей Япония была вынуждена открыть свои границы.

На фоне последовавшего за этим бурного промышленного развития и общей вестернизации общества остро встала проблема сохранения национальной идентичности.

 

     Фотография, завезенная в Японию иностранцами в 50-х годах XIX века,  как нельзя лучше подходила для решения этой задачи. Официальный портрет и традиционный пейзаж, типажная и архитектурная съемки, - уже в середине следующего десятилетия на всех этих направлениях фотография уверенно теснила куда более привычную для Японии гравюру.

 

     В этот же период в японской фотографии сформировался жанр, идеально подходящий  для парадной репрезентации страны западному миру. Это «ритуал и обычай» - студийная имитация реального обихода, основы которой были заложены в Японии прозорливыми иностранцами: итальянцем Феличе Беато и австрийцем бароном Раймондом фон Штильфридом. Подхваченный многочисленными учениками и последователями (Кусикабэ Кинбей, Казума Огава, Кихей Тамамура и др.) этот жанр стал со временем визитной карточкой ранней японской фотографии.

 

     Представленные на нашей выставке работы относятся именно к этому жанру. Произведенные в различных ателье Иокогамы и Нагасаки, все они напечатаны на альбуминовой бумаге и подкрашены акварельными красками. При сопоставлении этих фотографий становится очевидным существование художественного канона, отклонение от которого у различных мастеров не всегда достаточно для их идентификации.

 

     Проблема авторства безусловно является одной из ключевых для  ранней японской фотографии, поскольку ни негативы, ни тем более отпечатки с них, как правило, авторами не подписывались. Обычной практикой была также продажа негативов при  закрытии ателье или при смене собственника.

 

     В связи с этим мы решили  не тиранить зрителя  своими научными догадками относительно авторов представляемых работ, предоставив ему редкую возможность безоглядно  предаться очередному торжеству фотографии, торжеству имитации,  которая, похоже,  и является всегдашней изнанкой искусства.
 
Категория: Пресс-релизы | Добавил: shneerson (13.06.2008) | Автор: Дмитрий Сергеевич Шнеерсон E W
Просмотров: 1029