Город-витраж
Венеция после Байрона.
«В Венеции на Ponte del Sospiri…
Где – зрелище единственное в мире! – ...»
Дж. Г.Байрон, «Паломничество Чайльд-Гарольда»
пер. В.Левика
В прошлом году выставкой «Вечный Город. Рим в архитектурной фотографии конца ХIХ века» мы уже начали знакомить наших посетителей с неисчерпаемой темой Великого Путешествия (Grand Tour). Теперь пришла очередь Венеции, ставшей благодаря Дж.Г. Байрону и Дж. Рескину мировой столицей путешествующих эстетов.
В пресс-релизе к «Вечному Городу» мы писали:
«К своим многочисленным громким титулам ХIХ век вполне мог бы добавить еще, как минимум, два: Век Фотографии и Век Туризма. Зародившийся еще в XVIII веке «Grand Tour» – Великое Путешествие, многодневный вояж «по святым и памятным местам», становится с середины XIX века практически обязательным для обеспеченного человека из общества. Постепенно, с нарастанием спроса, набирает силу и одновременно демократизируется туристическая индустрия, вовлекая в это паломничество все более широкие круги населения.
Типовой маршрут Великого Путешествия, оставляя на потом крайнюю экзотику, предписывал в первую очередь посещение Италии, Греции, Египта и Палестины.
Фотография оказалась тут, как нельзя, кстати. Потеснив рисунок и гравюру на рынке сувенирной продукции, она сформировала совершенно новый и, пожалуй, уникальный вид ностальгического изделия – материальную копию будущего воспоминания.»
Но вернемся к Венеции. Сюда ехали не только приобщиться к Истории или насладиться видами, но и в тайной надежде на Приключение – «Нет, я не Байрон? Я – другой?» - с непременными его местными приправами: маской, свечой и зеркалом.
А ведь эта же венецианская триада вполне могла бы составить и герб самой Фотографии. Отражения и блики, подмена и обман ради верности какому-то высшему, как все мы надеемся, порядку, который одновременно(!) и озарение и гармония.
Вот почему мы назвали эту выставку «Город-витраж». Безымянный художник из круга фотографа Карло Найя (Carlo Naya) постарался вернуть безнадежно одноцветной фотографии ту восторженную карнавальную яркость, которая и есть Венеция – «праздник ожидание Праздника».
|