«Ниоткуда, с любовью…»
(Из ленинградской фотографии 1980-х).
Эта выставка ни в коем случае не претендует на роль «антологии» или даже «избранного». Для того, чтобы более ни менее адекватно отразить такой многомерный художественный процесс, как ленинградская фотография 80-х,
понадобилось бы собрать в одной экспозиции не менее трех десятков имен,
ставших бесспорными эмблемами соответствующих стилей и направлений.
Наша задача куда скромнее. Не претендуя на полноту представления, познакомить зрителя с панорамой тогдашней фотографической жизни, дать ему почувствовать ту атмосферу творческой эйфории, которая и была подлинной Музой 80-х.
Итак, по часовой стрелке, (как это и свойственно Истории):
Сергей Подгорков – лукавый и безжалостный «стрит»-фотограф,
Наталья Цехомская – тонкий драматург «объективного» портрета,
Евгений Антоненко – сомнамбулический исследователь Зазеркалья,
Геннадий Ткалич, загнавший социальную фотографию в триллер,
Борис Смелов в зените своей романтической славы,
Владимир Чуркин – скорее понятой, чем свидетель, обывательской жути,
Борис Михалевкин – классик визуального гуманизма,
Владимир Карасев, заново открывший для себя конструктивизм,
Владимир Никитин, на пару с которым фотография попала в Историю,
Людмила Федоренко в ореоле своих коммунальных мистерий,
Валерий Потапов – виртуоз «наивного» фотомонтажа,
Петр Лебедев – фотоснайпер с повадками человека-невидимки
и Александр Игнатьев - неутомимый технолог, один из пионеров «нового этнографизма».
Нет уже ни страны, ни города, из которых дошло до нас это коллективное послание, сошла на нет острая актуальность контекстов, и осталось последнее: «Ниоткуда, с любовью, надцатого мартобря…»*
* - цитата из стихотворения Иосифа Бродского.
|