Пять фотокниг из домашней библиотеки.
Для журнала Foto&Video №3 2007
Моя домашняя библиотека сложилась в эпоху моих литературных увлечений. Став в конечном итоге профессиональным поэтом-переводчиком, я собрал огромное количество самых немыслимых словарей: от Словаря языка Пушкина, который у переводчиков назывался «отлайник», поскольку с его помощью отлаивались от редактора, до Обратного словаря Русского языка, где все слова были подобраны по алфавиту, но в написании задом наперед. И все это на трех языках, не считая русского.
Вернувшись к фотографии, я с тем же пылом набросился на следующую жертву: сначала словари, справочники и руководства, потом пошли каталоги выставок и, наконец, авторские книги и монографии. Со временем у домашней библиотеки появилась соперница – библиотека музейная, и сегодня мне иногда хочется, как в старом советском фильме, прикрикнуть на них: «Шабаш, девчата! Вас много, а я один!»
Дмитрий Шнеерсон
THE HISTORY OF PHOTOGRAPHY
As seen through the Spira collection.
By S.F.Spira with Eaton S.Lothrop, Jr. and Jonathan B.Spira
Aperture, 2001
С.Ф.Спира
История фотографии
в зеркале коллекции Спира
Аперча, 2001
Автор этой книги С.Ф.Спира – выдающийся бизнесмен, открывший Америке японскую фототехнику, оказался не менее талантлив и в области собирательства. Его коллекция фотографических редкостей позволяет не только оценить технический гений отцов-основателей, но и насладиться аристократизмом их дизайнерских прозрений. У собирателей существует поговорка: «Если этого нет у Спира, значит этого нет вообще».
Что же до самого текста, то он прежде всего пленяет интонацией, веселым волнением человека, боящегося, что его подарок могут не оценить.
На книгу эту я наткнулся в Кембридже, в студенческой книжной лавке,- ее бесстрастно листал мальчик в полной боевом одеянии индейца сиу, а я еще более невозмутимо дожидался, когда он, наконец, посмотрит на цену.
THE PHOTOGRAPH COLLECTOR’GUIDE
By Lee D.Witkin and Barbara London
New York Graphic Society, 1979
Ли Д.Уиткин и Барбара Лондон
Руководство по коллекционированию фотографии.
Нью-йоркское Общество графики, 1979
Если бы коллекционеров фотографии готовили в ВУЗах, им бы непременно пришлось много лет подряд изучать эту волшебную книгу. Заучивать, например, биографии 234(в 1979!) хорошо продающихся мастеров, или тренировать свою школярскую память на 8000 перечисленных авторами дагеротипистов. Но зато потом, после всех этих головоломных экзерсисов, на престижном аукционе или в лавке старьевщика, наши изможденные выпускники непременно оказывались бы лучшими, поражая коллег и конкурентов маниакальной уверенностью в собственной правоте.
Прошлым летом я путешествовал по индийским Гималаям и оказался в городке Шимла, бывшей резиденции вице-короля Британии. Там, в единственной на весь населенный пункт книжной лавочке, я и натолкнулся на эту единственную во всех смыслах книгу по фотографии.
1000 Photo Icons
George Eastman House.
Taschen, 2002
1000 лучших фотографий
Из коллекции Дома-музея Джорджа Истмэна,
Ташен, 2002
Джордж Истмэн, основатель скромной фотографической компании в провинциальном Рочестере, штат Нью-Йорк, США, стал одной из центральных фигур в Истории фотографии, изобретя в 1888 году «мыльницу». Второй и, возможно, главной его удачей было решение назвать этот неказистый черный ящичек шкодливым и ничего не значащим именем Кодак. После смерти великого изобретателя его дом был превращен в Музей фотографии, принадлежащий, разумеется, всемогущей уже компании-тезке. Как не сложно предположить, коллекция у такого музея сложилась феноменальная, специалисты собрались непревзойденные, а, значит, и книга получилась «лучшей, из того, что можно купить за деньги».
В моей домашней жизни она играет примерно ту же роль, которую для моей бабушки во времена советского «изобилия» играла эпическая «Книга о вкусной и здоровой пище».
Henri Cartier-Bresson
Per la liberta di stampa
Reporters sans frontiers, 1999
Анри Картье-Брессон
За свободу печати
Репортеры без границ, 1999
Так же, как Пушкин научил русскую поэзию говорить, Анри Картье-Брессон научил мировую фотографию свидетельствовать. И при этом не капризничать, а довольствоваться тем, что есть, превращая унылый разнобой существования в спонтанный слепок высокой драмы. Что касается упомянутой в названии книги свободы печати, то она для Брессона едва ли была проблемой, его завоеванием была как раз свобода тайная, та о которой опять нельзя без нашего Поэта:
«Пушкин, тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!»
Зато подбор фотографий в этой книге безупречный, ничего лишнего, один сплошной «пунктум». В моей библиотеке она постепенно потеснила всех остальных Брессонов, став как бы воплощением Автора, его личным посланием.
A Guide to the Preventive Conservation of Photograph Collections
By Bertrand Lavendrine
Getty Conservation Institute, Los Angeles, 2003
Бертран Лавендрин
Руководство по профилактической консервации фотографических коллекций
Музей Гетти, Институт консервации, 2003
Несмотря на унылое канцелярское название, книга эта читается как лучший из Гарри Поттеров. Захватывающая борьба с разрушительным временем, тайные происки врагов Мнемозины, хитроумное оружие Сынов Безвредного Света держат Вас в постоянном напряжении: еще чуть-чуть и враг будет разбит, а Всемирное Братство Хранителей наконец-то вздохнет с облегчением. И тогда Бертран Лавендрин, просвещенный учитель и чародей, устало опустит свой химически чистый меч, который в тот же
миг превратится в не менее чистый скальпель.
Читается книга с чувством законной гордости за род человеческий, в темноте она слегка светится, может использоваться в спальне как ночник.
|